Прав ли здесь Иванов? Разумеется, нет! А все потому, что использование чужих товарных знаков даже в мета-тегах сайта нарушает права их правообладателей. Но обо всем по порядку:
Техническая сторона или что такое «теги сайта»?Прежде всего под тегами сайта понимают так называемые HTML-дескрипторы – своеобразные метки, которые говорят программе, как и в каком виде сайт должен работать для пользователя. Без них браузер попросту не поймет, как отобразить тот или иной элемент. Состоять они могут из символов треугольной скобки с командами вроде <head> и </head>, а также так называемых мета-тегов. Последнее и является виновником написания данной статьи. Для обычного пользователя он невидим, но для поисковых алгоритмов имеет огромное значение. Правильно построенные мета-теги сайта хоть и необязательны, но вкупе с другими инструментами способны сыграть решающую роль в привлечении потенциального клиента.
Мета-теги можно разделить на две категории:− Технические теги, которые служат для выполнения технических функций. Например, мета-тег «Robots» дает понять поисковым системам о доступе на нее для поисковых ботов и что им нужно делать с конкретным элементом, а «Author» - кого указать в качестве автора контента.
− SEO теги, которые отвечают за вид сайта на экране пользователя и в результатах работы поисковых систем. Чаще всего выделяют теги «title» (отображение в поиске заголовка сайта), «description» (краткий текст в поиске под заголовком), «keywords» (не отображаемый пользователю набор ключевых слов).
Если где-то говорят о использовании бренда в теге, то речь идет именно о SEO тегах.
Прочитав абзацы выше, может возникнуть закономерный вопрос: А как понять, что бренд был указан в чьих-то тегах? Сделать это довольно просто:
- Откройте интересующий Вас сайт;
- Наведя на него курсор, нажмите правую кнопку мыши;
- В появившемся контекстном меню выберите «просмотреть исходный код»;
- Просмотреть страницу HTML-кода или воспользоваться поиском (ctrl+f).
Если опасения правообладателя подтвердились, и он обнаружил злополучный тег, остается ответить на вопрос – можно ли это считать нарушением прав?
Правовая сторона или что может быть?Для начала отметим, что владельцам брендов настоятельно
рекомендуется провести их регистрацию в Роспатенте в качестве товарного знака. В противном случае будет крайне сложно говорить о наличии у них прав на свое детище.
Говоря о правах, обратимся к статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно, п. 1 данной статьи, правообладателю товарного знака принадлежит исключительное право использования товарного знака любым законным способом. Согласно п. 3 данной статьи, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя обозначения, сходные с его товарным знаком до степени смешения в отношении однородных товаров или услуг.
При прочтении данной нормы кажется, что все очевидно: если правообладатель нашел свой знак в тегах, он может идти в суд. На деле все несколько сложнее.
Помните, ранее мы упоминали теги «keywords»? Как было отмечено, слова, указанные в таком метатеге, не отображаются в конечном тексте. Это значит, что пользователь, придя на сайт, не увидит чужого товарного знака, а значит, индивидуализации товаров не происходит.
Таким образом, использование товарного знака в метатегах как технического параметра не относится к предусмотренным законом способам использования товарного знака и, следовательно, может не признаваться нарушением прав его владельца.
Об однозначном нарушении прав может идти речь при наличии нескольких условий:
☝ Товарный знак зарегистрирован в Роспатенте;
☝ Товарный знак указан не только в мета-тегах сайта, но и в его текстах или доменном имени. Главное, что он виден конечному потребителю при ознакомлении с сайтом;
☝ Сайт используется для реализации тех же или близких товаров/услуг, для которых товарный знак был зарегистрирован.
Если все условия соблюдены, предостерегаем – скоро могут нагрянуть правообладатели! Такие действия могут рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции и повлечь наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей в соответствии с ст. 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Кроме того, правообладатель может обратиться в суд и добиться не только исключения с сайта товарного знака, но также компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (в соответствии со ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации). Более того, если товарный знак использовался в доменном имени сайта, через суд правообладатель может аннулировать регистрацию домена, значительно увеличив и без того весомые потери предпринимателя.
В конечном итоге можно сделать вывод, что использование бренда конкурента в тегах сайта хоть и не относится к однозначным нарушениям, является рискованным шагом как для ИП Иванова, так и для любого другого предпринимателя.
Если вы хотите защитить свой бренд и избежать неприятностей, связанных с использованием товарных знаков конкурентов на своем сайте, обратитесь в патентное бюро "Галифанов, Мальков и Партнеры". Наши опытные юристы помогут вам зарегистрировать ваш товарный знак в Роспатенте, а также защитят вас от недобросовестных конкурентов, использующих ваш бренд без разрешения. Мы готовы предоставить вам комплексную юридическую поддержку и помочь сохранить вашу репутацию и бизнес. Обращайтесь к профессионалам - обращайтесь в патентное бюро "Галифанов, Мальков и Партнеры".