Бизнес-гид

Договор коммерческой концессии и лицензионный договор: в чем их отличия?

Франчайзинг в России, особенно в свете последних лет, становится все более перспективной бизнес-моделью для начинающих предпринимателей. Согласно существующей статистике, к началу 2023 года в России насчитывается уже 3 249 самостоятельных франшиз и этот показатель только растет – он выше прошлогодних показателей на 5%. Оборот рынка франчайзинга также не стоит на месте – за 2022 он вырос 19% и составляет 2,78 трлн. Рублей.
Но, как бы заманчиво ни выглядела возможность работать с готовым брендом, предприниматель должен ясно понимать нюансы работы франшизы и прежде всего то, как эти отношения оформить – лицензией или концессией. Об этом мы сегодня и поговорим.
✍ Для начала отметим, что формально договора франчайзинга в России не существует. Как правило, когда речь заходит о франшизе, имеют ввиду два вида договора – лицензионный договор (сокращенно «ЛД») и договор коммерческой концессии (сокращенно «ДКК»). Согласно гражданскому кодексу Российской Федерации, лицензионный договор предоставляет собой соглашение, по которому правообладатель интеллектуальной собственности предоставляет другой стороне право ее использовать в оговоренных договором пределах. Это может быть, например, товарный знак, программа, фото или иной продукт интеллектуальной деятельности.
В свою очередь, договор коммерческой концессии представляет собой соглашение, по которому одна сторона предоставляет другой целый комплекс принадлежащих ей прав, причем это распространяется и на товарный знак, и на фирменное наименование, на ноу-хау компании, объектов авторского права, принадлежащих ей программ и не только.
ДКК предполагает активное взаимодействие сторон в процессе исполнения договора. Например, владелец франшизы может быть обязан проводить обучения сотрудников нового партнера, проводить с ним регулярные консультации, а последний – регулярно отчитываться о своей деятельности привлекать новых лиц к заключению концессии.
Как Вы могли заметить, коммерческая концессия является куда более обширным соглашением, оно предполагает полноценное сотрудничество между предпринимателями, их совместное ведение бизнеса под «маской» общего бренда. Заключая договор, правообладатель франшизы не ограничивается только своим товарным знаком, он предоставляет доступ к наиболее существенным аспектам своего бизнеса.
Этим различия в рассматриваемых договорах не ограничивается. Среди них также можно выделить:
  • Объем объектов интеллектуальной собственности (сокращенно «ОИС»), на которые предоставляются права. Как было отмечено ранее, договор коммерческой концессии предполагает передачу сразу комплекса прав на самые разные ОИС. Ввиду этого, заключение договора только в отношении, скажем, товарного знака невозможно и повлечет недействительность договора. Кроме того, в рамках ДКК возможно передать права только на зарегистрированные в Роспатенте товарные знаки, не зарегистрированный логотип не может быть предметом договора.
Лицензионный договор предполагает куда большую свободу выбора для правообладателя. Он может выбирать любой объем передаваемых прав (например, только право использовать товарный знак), а также заключать договор в том случае, если его логотип не проходил регистрацию в Роспатенте (т.е. оформить передачу прав на логотип как лицензию на объект авторского права).
  • Объем ответственности правообладателя. Кроме того, что по договору коммерческой концессии правообладатель предоставляет больший объем прав, на него также налагается и большая ответственность. Согласно п. 2 ст. 1031 Гражданского кодекса Российской Федерации, в обязанности правообладателя входит контроль качества товаров, работ, услуг получателя прав на всем протяжении действия договора.
Более того, согласно положениям ст. 1034 ГК РФ, правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям к получателю прав о не соответствии этого качества. Разумеется, при появлении претензий к получателю прав пострадает и деловая репутация правообладателя.
В случае с лицензионным договором ответственность правообладателя может быть значительно ниже и ограничиться на передаче права на использование ОИС.
  • Обязательность регистрации договора в Роспатенте. Договор концессии всегда должен регистрироваться в Роспатенте, это обязательное условие его действия. Лицензионный же договор может быть заключен без его регистрации в Роспатенте, если речь идет только о правах на незарегистрированные объекты авторского права.
  • Возмездность договора. ЛД может быть безвозмездным, в то время как ДКК всегда должен быть возмездным.
  • Круг лиц, что могут заключать договор. Договор коммерческой концессии может заключаться только между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, он не предполагает заключения с физическим лицом. В то же время лицензионный договор такого ограничения не предусматривает.
Преимущественное право продления договора. Очередной особенностью ДКК является наличие у получателя прав преимущественного права заключения договора на новый срок. В случае же, если правообладатель проигнорирует это право и заключил новый договор с другим лицом (в течение года с момента истечения старого), получатель прав может потребовать в суде перевода прав и обязанностей по договору на себя и/или потребовать возмещения убытков из-за отказа. Таким образом, получателю прав предоставляется гарантия его инвестиции. ЛД такого условия не предусматривает.


Обратитесь в наше юридическое бюро "Галифанов, Мальков и Партнеры" и получите шаблоны договоров франшизы или коммерческой концессии совершенно бесплатно!