Бизнес-гид

Чем рискует покупатель франшизы?

Договор франчайзинга (коммерческой концессии) - это соглашение между сторонами, по которому правообладатель предоставляет пользователю право использования товарного знака, патента, коммерческого опыта и деловой репутации. Правообладатель заинтересован в коммерческом успехе получателя франшизы и вместе с товарным знаком передает «рецепт» ведения бизнеса, пользователь в свою очередь обязан придерживаться обязательных требований правообладателя и платить роялти.
Например, владелец товарного знака может установить следующие требования:
☝ к территориальному расположению торговых точек и внутренним условиям помещений;
☝ к рецептуре продукции, которая будет изготавливаться под ТЗ;
☝ к стандартам и правилам обслуживания клиентов;
☝ к формированию ценовой политики;
☝ к закупке сырья только у определенных поставщиков;
У данного договора много существенных условий. В первую очередь, это комплекс исключительных прав, который передается пользователю. Среди них обязательно должно быть право на товарный знак.
Еще обязательно нужно включить условия о вознаграждении (это могут быть разовый (паушальный) платеж или периодические платежи (роялти), чаще используют смешанный тип – за покупку франшизы платиться паушальный взнос и потом роялти - % с продаж) и способах использования объектов, входящих в комплекс исключительных прав.
ВАЖНО! Если какое-либо из существенных условий не согласовано, сторона может в суде признать договор незаключенным.
Вы можете указать срок, на который правообладатель разрешает использовать комплекс исключительных прав. Если ничего про срок не написать, действие договора будет ограничено пятью годами (п. 4 ст. 1235, п. 4 ст. 1027 ГК РФ).
Договор необходимо зарегистрировать РОСПАТЕНТЕ (требование п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если договор не зарегистрирован, то никакие права ни на что не переданы франчайзи.
Основные плюсы заключения договора франшизы:
Покупатель франшизы получает обширную клиентскую базу.
✔ Франчайзер предоставляет список проверенных поставщиков.
Начинающий предприниматель получает опыт ведения выбранного бизнеса. Не нужно думать о том, где найти сырье и оборудовании, где открыть торговую точку и так далее. Правила уже прописаны в условиях договора.
✔ Возможность получать информационную поддержку.
✔ Покупатель франшизы проходит обучение, получает все необходимые материалы для бизнеса, франчайзер также заинтересован в том, чтобы дела у партнеров шли хорошо, так как он продвигает свой товар.
✔ Франчайзи сразу начинает работать под раскрученным брендом. Экономия времени и денежных средств на продвижение является безусловным плюсом.
✔ Не нужно считать окупаемость, затраты, своего будущего бизнеса – все это просчитано франчайзером.
Основные минусы заключения договора франшизы:
❌ Строгий регламент сотрудничества. В договоре правообладатель устанавливает обязательные требования, пользователь в свою очередь должен неукоснительно их соблюдать.
❌ Закрытый список поставщиков. Покупатель франшизы обязан приобретать товары только у тех поставщиков, которые ему предоставил Правообладатель.
❌ Правообладатель оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть договор франшизы, если его не устраивает партнерство. Большой риск в одночасье потерять бизнес, потраченные деньги и время.
❌ Ликвидация компании-организатора. От банкротства не застрахован никто, к сожалению, партнер в данном случае лишается помощи, поддержки и бренда.
Покупая франшизу будьте бдительны!
Недобросовестные продавцы франшиз продают «воздух» вместо бизнеса. Собственно, их бизнес только и существует за счет продажи франшизы доверчивым покупателям.
Не стоит заключать договор франшизы если:
• Франчайзер не имеет зарегистрированного товарного знака. Франчайзи не получит эксклюзивного бренда, так как его просто нет.
• Правообладатель не регистрирует в РОСПАТЕНТЕ договор коммерческой концессии (франчайзинга). В данной ситуации право на товарный знак является не предоставленным франчайзи.
При выборе франшизы, необходимо тщательно взвесить «за» и «против». В первую очередь, оцените здраво свои возможности, хорошо продумайте стратегию и все возможные риски, проанализируйте деятельность потенциального франчайзера, какие преимущества вы получите от сотрудничества, пообщайтесь с действующими франчайзи. И только потом решайте: заключать договор франшизы или нет.
Главное не купить кота в мешке!
Если вы хотите начать свой бизнес, но не знаете, с чего начать, то юридическое бюро "Галифанов, Мальков и партнеры" - это то, что вам нужно! Мы предлагаем профессиональную помощь в выборе и оформлении франшизы, а также защиту ваших интересов при заключении договоров. Не рискуйте своими инвестициями и не теряйте время на изучение юридических нюансов - обратитесь к нашим специалистам уже сегодня! Заключайте выгодные сделки с франшизами и развивайте свой бизнес вместе с нами!